- Осетинская мифология
- см. Ирон мифологиВ формировании осетинской мифологии участвовали скифо-сармато-аланские и местные кавказские племена. Основным источником изучения осетинской мифологии является нартский (нартовский) эпос, который создавался с VIII-VII вв. до н.э. до ХIII-ХIV вв. н.э. Термин «нарты» имеет самые различные объяснения. Некоторые исследователи нартского эпоса объясняют слово «нарт» осетинскими словами «нæ арт» («наш огонь»), другие выводят его из иранского слова «нар» («мужчина»); некоторые же видят в нартах исторические племена, обитавшие на берегах Каспийского моря. Известный ученый В.И.Абаев считает, что слово «нарт» заимствовано аланами-осетинами у монголов от слова «нара» (солнце) в ХIII-ХIV вв., т.е. в период господства Золотой Орды на Северном Кавказе (см. Тæтæр-манголты заман). Происхождение термина «нарт» имеет прочную мифологическую и космологическую основу, на которой строится весь нартский эпос. Однако вопрос генезиса этого памятника остается одной из центральных проблем нартоведения. Наиболее древние пласты нартского эпоса в частности и осетинской мифология в целом восходят к скифо-сарматской эпохе и отражают многие скифские обычаи и нравы, описанные в «Истории» Геродота (кн. IV). Участие иранского компонента характеризуется происхождением имен ряда героев эпоса (Уархаг, Ахсар, Уырызмæг, Ацамаз, Ацырухс, Уастырджы, Уацилла и др.) Древнекавказский компонент составляют другие герои эпоса (Хуыцау, Реком, Татартуп, Таранджелоз, Мыкалгабыртæ, Афсати, Сафа и др.). Нартский эпос разделен исследователями – нартоведами на несколько основных циклов: солнечный, грозовой тотемический и этногонический. Осетинская мифология характеризуется обилием представлений, образов и сюжетов, объединенных в системе дохристианской религии. Многие из языческих богов приобрели впоследствии христианский облик.
Словарь по этнографии и мифологии осетин. 2014.